Приветствую Вас, Гость

Моя педагогическая концепция

        Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный.
     Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор , не с помощью красок, как художник, а впрямую.
     Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
 

Д.Лихачев.

    В условиях современного общества общеобразовательная школа как важнейшая ступень в образовательной системе государства претерпевает качественные изменения в связи с тем, что меняются приоритеты по отношению к развивающейся личности ребенка. На первый план выдвигается развитие ее способностей и сознания.
   Согласно Закону РФ об образовании, содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Моя педагогическая концепция основывается на сознательно-коммуникативном методе обучения, где я учитываю особенности детей, их индивидуальность, интеллектуальное развитие.

 

    Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых. И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них. Они по знаку моему являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.  

 

Киплинг.

   Именно таких Почемучек я принимаю в первый класс. Это дети с разными стартовыми возможностями: разным уровнем развития, подготовленности к обучению в школе, с разными способностями и возможностями. А я должна научить добывать новые знания так, чтобы потом мои выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
   Цель моей педагогической концепции – развитие ценностного, познавательного и коммуникативного потенциала личности каждого воспитанника.
   Исходя из данной цели я поставила перед собой задачу - помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в данный период.
    А. Дистервег говорил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Поэтому я отказалась от традиционной формы обучения. На протяжении 20 лет работаю по образовательной системе «Школа 2100», которая направлена на личностно ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование. Это Система, рассчитана на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности.
  Поэтому свою работу строю, опираясь на следующую систему принципов:
Личностно – ориентированные принципы.
1. Принцип адаптивности.
Школа должна быть «школой для всех», в ней должны найти свое место, «чувствовать себя дома» все учащиеся независимо от их индивидуальных способностей и особенностей.
 2. Принцип развития.
Школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого». Ее главная задача – развитие школьника, причем не только развитие его мышления, - а в первую очередь! – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию – за стенами школы.
3. Принцип психологической комфортности.
 

Ничему меня не научит То, что тычет, талдычит, жучит …

 

                          Борис Слуцкий.

   Создание такой атмосферы на уроке, которая расковывает учащихся, стимулирует развитие их духовного потенциала, их творческую активность.
   В учении ничего недолжно делаться «из – под палки», внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета учителя.
   Культурно – ориентированные принципы.
1. Принцип систематичности.
Начальная школа – не подготовка к будущей «настоящей» школе, а ее часть. С самого начала обучение должно быть систематично и входить в общую систему непрерывного образования.
 2. Принцип смыслового отношения к миру.
Образ мира у ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя. Согласно концепции «образа мира», разработанной А.А. Леонтьевым , этот «образ мира» построен не из абстрактных значений, а из личностных смыслов. А значит, важнейшей особенностью целостного знания является его ориентированность не только на сознание ученика, но и на его личность, выработка в процессе учения не только знаний, но и отношения к этим знаниям. Ведь «позиция бесстрастного наблюдателя человеческой жизни очень мало способствует познанию этой жизни».
 В начальных классах такое отношение только закладывается.
3. Принцип ориентировочных функций знаний.

 Знания – ориентиры в мире, необходимые, чтобы уметь жить и действовать в этом мире.
 Деятельностно – ориентированные принципы.
1. Принцип обучения деятельности.
Учить деятельности – не только действовать, но и ставит цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.
2. Принцип перехода от совместной учебно – познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).

Процесс обучения предполагает совместную учебно – познавательную деятельность коллектива учащихся под руководством учителя. Л.В. Выготский писал: « То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
3. Принцип опоры на предшествующее развитие.

Не делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие.
4. Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Учить творчеству, а не только технике решения учебных задач. Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить мир, внести в него что – то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
5. Принцип минимакса
заключается в следующем: для каждого ученика на уроке обеспечивается возможность «продвигаться» своим темпом, каждый берет необходимый минимум и возможный максимум.

   "Пусть заслуженно гордятся своими открытиями ученые, пусть гордятся своими патентами изобретатели, пусть не без основания считают свою миссию особенно весомой медики, священники, государственные деятели, но... когда в класс заходит учитель и начинается священное действо, имя которому урок, руль планеты и судьба человечества, его будущее - именно в руках учителя..."